Интернет для местного самоуправления

Функции сети "Интернет" в реформе местного самоуправления Московской области

(The functions of the "Internet" Network in the reform of Local Self-Government of Moscow Region)

Валерий Зайцев, Евгений Лисицкий
30 августа 2005 года

4 сентября 2005 года в большинстве муниципальных образований Московской области прошли выборы депутатов представительных органов местного самоуправления. Сегодня каждому из вновь избранных депутатов предстоит решать острые проблемы муниципальных образований. Чем может помочь сеть Интернет местному самоуправлению в муниципальных образованиях? Об этом предлагаемая Вашему вниманию статья.
Впервые материалы этой статьи были представлены на конференции «Местное самоуправление – проблемы и решения» (30 октября 2003 г. в Москве в павильоне № 69 на Всероссийском выставочном центре); затем на V международной конференции «Право и Интернет: теория и практика» (25-26 ноября 2003 г., Россия, Москва).

За последние 10 лет Интернет прошел все три стадии развития: "не может быть", "в этом что-то есть" и, наконец, "а как же иначе". Сегодня, слава богу, убеждать уже никого не надо, вопрос сузился до определения методов, средств и технологии работы при решении конкретных задач. В данной статье делается попытка проанализировать роль и место сети "Интернет" в реформе местного самоуправления.
Процесс реформы детально расписан в Законе №131 ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". На данный момент в Московской области существует около 80 муниципальных образований, в каждом из которых существует два субъекта права: администрация - исполнительный орган, возглавляемый главой муниципального образования, и представительный орган - совет депутатов. До последнего времени эти два субъекта права фактически сводились к одному, т.к. глава города, района, как правило, возглавлял, либо достаточно плотно контролировал работу представительного органа. В переходный период это было оправдано, т.к. упрощалось взаимодействие государственной власти с местным самоуправлением, да и внутри муниципального образования много решений необходимо было принимать в оперативном режиме.
В соответствии с Законом №131 ФЗ ожидается, что общее число муниципальных структур в Подмосковье превысит 300 (включая поселения, муниципальные и городские округа). В каждой из муниципальной структур будут созданы три субъекта права: администрация, совет депутатов и контрольный орган муниципального образования. В Законе предусмотрены мероприятия, исключающие возможность "узурпации" функций других органов местного самоуправления. Общее количество субъектов права муниципального уровня может достигнуть 1000. Таким образом, Московскую область ожидает пятикратное увеличение числа муниципальных структур и в 7-10 раз - числа субъектов права. Примерно в таком же соотношении изменится и количество жителей Подмосковья, которым впервые предстоит изучить и на практике применять положения нового закона. Рассмотрим последствия муниципальной реформы в контексте изменения информационного поля и методов взаимодействия различных уровней и структур власти.
Вовлечение в муниципальное управление новых тысяч участников обострит кадровую проблему. Для большинства вновь пришедших в муниципальную власть "головной болью" станет получение информации о текущем законодательстве, типовых (модельных) решениях муниципальных образований и других вопросах. В связи с этим крайне важно преодолеть монополию чисто коммерческих структур на распространение правовой информации и перевести на уровень государственной поддержки обучение муниципальных работников доведение информации до них. Это могло бы быть реализовано путем создания общероссийского портала актуальной правовой муниципальной информации при поддержке Российской муниципальной академии, Конгресса муниципальных образований и др. структур. В качестве функций этого портала могли бы быть возможность дистанционного обучения, тестирования с выдачей сертификатов специалиста по муниципальному праву, ведение реестра и кадрового резерва сертифицированных муниципальных работников. Все эти задачи могут быть решены с использованием Интернета.
Реформа местного самоуправления приведет не только к количественным изменениям в системе управления Московской областью, но изменит также и сами функции управления. Если сегодня взаимодействие правительства Подмосковья с муниципальными образованиями идет через глав этих муниципальных образований, то в будущем это станет невозможно в прежнем виде, поскольку власть в муниципальных образованиях приобретет более "размытый" вид. Поэтому неизбежно должен будет произойти переход от прямых директивных взаимодействий, имеющих во многом ситуативный характер, к выработке "правил игры" и созданию механизмов призвания нарушителей этих правил "к порядку". В межмуниципальных и внутримуниципальных взаимодействиях возникает необходимость создания неких "третейских судов", которые сами бы улаживали текущие противоречия, не накапливая ворох нерешенных проблем и не перегружая своими проблемами государственную власть. В сети "Интернет" для широкого ознакомления могли бы собираться типовые решения по правилам взаимодействия государственных структур с органами местного самоуправления, освещаться "истории успеха" в организации межмуниципальных и внутримуниципальных связей.
Особое значение сеть "Интернет" будет иметь для организации доступа к информации депутатов представительных органов муниципальных образований. Сегодня депутатский корпус Московской области составляет примерно 1000 человек. В процессе реформы общее число депутатов увеличится в пять-семь раз, причем большинство из них будут избраны впервые. Практически всем им предстоит работать на неосвобожденной основе. В депутаты, в принципе, может пройти весьма много случайных людей, как это было на выборах 1991-1993 годов, когда для избрания достаточно было объявить себя демократом и начать ругать все подряд. Для депутатов, впервые начинающих заниматься нормотворчеством, подготовка десятков серьезных правовых актов - местных законов, конечно же, неподъемная работа. Поэтому необходимо заблаговременно, не дожидаясь вступления в действие Закона №131 в полном объеме, начинать создавать необходимые условия, типовые нормативные документы и готовить к депутатской работе тех, кто конструктивно готов работать на благо своего муниципального образования, с тем чтобы не дать "взять власть" криминалу и случайным людям.
Обучение работе в Интернете и организация доступа в Интернет - это то, что нужно обеспечить на уровне каждого муниципального образования. На уровне Российской Федерации и каждого субъекта федерации целесообразно создание муниципальных порталов с разнообразными функциями. Например, в режиме чатов "по расписанию" можно организовывать обсуждение важных аспектов реформы местного самоуправления. С помощью установления прямых контактов через Интернет между депутатами различных городов и районов можно искать пути решения наиболее сложных вопросов депутатской деятельности, которые текущая работа ставит перед депутатами то в одном, то в другом муниципальном образовании.
Обмен информацией между депутатами позволяет снизить издержки нормотворческого процесса, полнее охватить вопросы повседневной жизни муниципальных образований, повысить юридическую обоснованность принимаемых решений и правильнее оценивать возможные их последствия. С помощью сети Интернет может быть создан новый полезный механизм координации деятельности представительных органов местного самоуправления в Подмосковье. Именно поэтому сегодня на повестке дня стоит создание Московского областного методического кабинета, в котором в электронном и бумажном виде можно будет получить те или иные типовые (примерные) документы, ранее разработанные и уже действующие в муниципальных образованиях.
Среди положений, которые можно рекомендовать, есть положения о бюджетном устройстве, о комитете по управлению имуществом, о почетных званиях, о правилах застройки, о муниципальном заказе и т.п. На уровне субъекта Российской Федерации вопросы работы на информационном поле технически мог бы взять на себя совет муниципальных образований, предусмотренный Законом №131, для которого сеть "Интернет" стала бы основным инструментом взаимодействия с отдельными муниципальными образованиями (выставление материалов и результатов обсуждения, организация процесса выработки рекомендаций и решений).
Сколько и чего бы ни говорили про местное самоуправление, оно реально только в условиях нормально работающей экономики. Местное самоуправление снова получило возможность устанавливать местные налоги, а значит, реально влиять на свой бюджет через развитие предпринимательства. Безусловно, в первую очередь должны быть подготовлены инвестиционные паспорта муниципальных образований для повышения инвестиционной привлекательности Московской области. Полная детальная информация обо всех муниципальных образованиях вместе с инвестиционными паспортами обязательно должна быть представлена в сети "Интернет" . Возможно, в число обязательных условий получения статуса муниципального образования следует включить паспортизацию и создание официального интернет-сайта в заданной единой структуре. Для развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях необходима реализация комплекса специальных мероприятий, в которые входят создание регионального интернет-гипермаркета малого бизнеса в сети "Интернет" и интернет-магазинов в каждом муниципальном образовании в системе новой потребительской кооперации Подмосковья.
Наконец, важнейшей государственной задачей следует назвать развитие информационных магистралей и точек доступа в Интернет в каждом муниципальном образовании. К сожалению, даже при достаточно небольшом числе муниципальных образований сегодня остаются еще советы депутатов с механическими пишущими машинками, без залов заседаний и элементарных ресурсов для обеспечения их текущей деятельности. Если норматив на административное управление четко расписан, то для советов депутатов финансы не регламентируются, а значит и не предусматриваются ни по сумме, ни по структуре. Необходим федеральный закон или закон субъекта федерации, в котором бы четко были расписаны рекомендуемые нормативы по размерам и структуре расходов совета, в том числе на обучение информационным технологиям и организацию доступа в сеть "Интернет".
Решение поставленных Президентом России В.В. Путиным задач реформы местного самоуправления и удвоения объема производства в ближайшие годы зависит от многих факторов, важнейшим из которых является создание единого информационного поля Российской Федерации на основе сети "Интернет".
Для Подмосковья информатизация муниципалитетов с использованием возможностей сети "Интернет" может стать частью пилотного проекта по инновационному развитию Московской области, реализация которого идет под руководством Губернатора Б.В. Громова в соответствии с Указом Президента РФ.


Если у Вас есть новые идеи или просто собственный взгляд на применение сети Интернет в местном самоуправлении, то мы будем рады опубликовать Вашу точку зрения на нашем сайте.
Приглашаем вас к сотрудничеству. Будем рады общению с вами. Надеемся, что вместе с Вами мы сможем сделать более открытым и понятным российский сегмент Интернета.

C уважением,

Ведущий по разделу

Валерий Арсеньевич Зайцев
Кандидат технических наук
Депутат Реутовского городского Совета депутатов
Председатель комитета по информации и связям с общественностью

Адрес для контактов: 143966, г. Реутов МО, Юбилейный проспект, д. 54, центр "Инициатива"
Телефон/факс : 791-39-98

e-mail: vzaitsev1@rambler.ru

Каталог местного самоуправления, информационных и сотрудничества: